УТВЕРЖДЕНО
Приложение № 2
решением Собрания Курильского
городского округа от 15.03.2012 № 26
Регламент контрольно-счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Регламент контрольно-счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Регламент) определяет содержание направлений деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Контрольно-счетный орган), порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. Задачами Регламента являются:
- определение порядка осуществления установленных видов деятельности Контрольно-счетного органа;
- установление порядка ведения дел в Контрольно-счетном органе;
- описание процедуры проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, определение действий работников при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также установление требований к оформлению результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетного органа;
- установление порядка опубликования в средствах массовой информации и размещения в сети Интернет информации о деятельности Контрольно-счетного органа;
- установление порядка направления запросов Контрольно-счетного органа в органы местного самоуправления и организации, их должностным лицам, а также в органы государственной власти, государственные органы Сахалинской области, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, их структурные подразделения.
1.3. Вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетного органа могут определяться также Положением об аппарате и его отделах, должностными инструкциями, другими внутренними документами, утверждаемыми председателем Контрольно-счетного органа.
2. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ
2.1. Прием и увольнение работников аппарата осуществляется по приказам (распоряжениям) председателя Контрольно-счетного органа.
2.2. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Контрольно-счетного органа, а также условия прохождения ими службы определяются законодательством Российской Федерации и Сахалинской области о муниципальной службе, Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Регламентом, иными нормативными правовыми актами, а также должностными инструкциями.
2.3. Формами работы Контрольно-счетного органа являются: деятельность работников в соответствии с определенными направлениями, проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, организационно-распорядительная деятельность председателя Контрольно-счетного органа.
2.4. Рабочие совещания Контрольно-счетного органа проводятся по мере необходимости. На рабочих совещаниях рассматриваются вопросы текущей деятельности Контрольно-счетного органа: информация специалистов о выполнении заданий, поручений председателя, даются новые поручения указанным лицам, обсуждаются варианты исполнения этих заданий и поручений, а также иные вопросы.
2.5. Контрольно-счетный орган строит свою работу на основе планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением местного бюджета, а также с учетом всех видов и направлений деятельности Контрольно-счетного органа.
Форма Плана работы Контрольно-счетного органа на год приведена в Приложении № 1 к настоящему Регламенту.
3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДЕЛ В КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ
Условия организации единой системы документационного обеспечения деятельности Контрольно-счётного органа, правила и порядок работы с документами, общие требования к служебной переписке и делопроизводству, в том числе установление состава реквизитов документов Контрольно-счетного органа и требований к ним, определяются Порядком ведения дел в Контрольно-счетном органе, утверждаемом председателем Контрольно-счетного органа.
4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4.1. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия, определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счётном органе, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом при осуществлении как контрольной, так и экспертно-аналитической деятельности необходимо исходить из того, что проводимое мероприятие является непрерывным процессом, включающим в себя три составляющие: планирование мероприятия, проведение мероприятия, реализацию результатов мероприятия.
4.2. Цель контрольного мероприятия – осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета и муниципальной собственности, соблюдением законодательства Российской Федерации, Сахалинской области и соблюдение норм, установленных нормативно-правовыми актами муниципального образования «Курильский городской округ», при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
4.3. В ходе проведения контрольных мероприятий решаются следующие задачи:
- получение полной и достоверной информации о проектировании и исполнении бюджета Курильского городского округа, формировании и использовании муниципальной собственности и распоряжении ею;
- оценка достоверности отчетности об операциях со средствами бюджета Курильского городского округа, законности и эффективности деятельности по формированию и использованию средств муниципального образования «Курильский городской округ»;
- анализ причин и последствий выявленных нарушений и недостатков, исследование проблем бюджетно-финансовой политики и бюджетного процесса;
- выработка и внесение предложений по предотвращению нарушений и недостатков, совершенствованию процедур и институтов формирования и использования средств муниципального образования «Курильский городской округ»;
4.4. Контрольные мероприятия подразделяются на следующие виды:
- сплошные или выборочные – в зависимости от объема проверки документов;
- комплексные или тематические – в зависимости от целенаправленности и круга проверяемых вопросов.
При сплошном контрольном мероприятии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов проверяемого объекта по операциям со средствами местного бюджета и с муниципальной собственностью за проверяемый период. При выборочном контрольном мероприятии проверяется лишь часть указанных документов на выбор в зависимости от поставленных вопросов за определенный промежуток времени.
Контрольные мероприятия проводятся, как правило, в рамках содержания направлений деятельности Контрольно-счетного органа.
При проведении комплексного контрольного мероприятия проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и все его операции со средствами местного бюджета и с муниципальной собственностью. В комплексном контрольном мероприятии принимают участие, как правило, несколько направлений деятельности Контрольно-счетного органа в соответствии с их содержанием.
Тематические контрольные мероприятия проводятся по конкретным вопросам деятельности одного или нескольких объектов, использования ими бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, а также взаимных расчётов и платежей с местным бюджетом.
4.5. В дополнение к указанным видам контрольных мероприятий может проводиться встречная проверка, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчёты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного объекта, либо в подтверждении (документальном или фактическом) осуществления определенных действий проверяемым объектом.
4.6. Основанием для проведения контрольных мероприятий является план работы Контрольно-счетного органа, утвержденного председателем Контрольно-счётного органа.
Основой для формирования плана работы Контрольно-счётного органа являются результаты мониторинга исполнения бюджета Курильского городского округа, поручения (обращения) Собрания Курильского городского округа, иные основания.
4.7. Обязательным условием проведения контрольного мероприятия является наличие утвержденной программы, в которой должны быть отражены следующие вопросы:
- основание для проведения контрольного мероприятия;
- цель контрольного мероприятия;
- вопросы контрольного мероприятия;
- объект контрольного мероприятия (перечень проверяемых объектов);
- срок проведения контрольного мероприятия;
- состав ответственных исполнителей;
- проверяемый период деятельности.
Программа подписывается и утверждается председателем Контрольно-счётного органа.
Форма программы приведена в Приложении № 2 к настоящему Регламенту.
Утвержденная программа в процессе проведения контрольного мероприятия может быть, при необходимости, дополнена или сокращена с обязательным утверждением изменений председателем Контрольно-счётного органа.
4.8. На каждое контрольное мероприятие Контрольно-счётного органа оформляется направление на право проведения контрольного мероприятия на бланках установленной формы, в котором указываются:
- основание проведения контрольного мероприятия;
- фамилия, имя, отчество и должность руководителя контрольного мероприятия и должностных лиц, иных сотрудников Контрольно-счётного органа участвующих в нем;
- наименование проверяемого объекта;
- тема контрольного мероприятия;
- дата начала и окончания (или количество дней) проведения контрольного мероприятия;
- проверяемый период деятельности.
Срок проведения контрольного мероприятия, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются председателем Контрольно-счётного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач контрольного мероприятия и особенностей проверяемого объекта, и, как правило, не может превышать 30 календарных дней.
Направление подписывается председателем Контрольно-счётного органа.
4.9. Контрольно-счётный орган при осуществлении своей деятельности взаимодействует с органами местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ» и органами, входящими в структуру администрации Курильского городского округа, использует материалы их работы, в случае необходимости по согласованию привлекает работников этих органов к отдельным проверкам. Контрольно-счётный орган на договорных основах может привлекать к проводимым контрольным мероприятиям специалистов иных организаций.
4.10. Решение о продлении первоначально установленного срока проведения контрольного мероприятия принимается председателем Контрольно-счётного органа. Решение о продлении срока проведения контрольного мероприятия принимается на основании мотивированной служебной записки руководителя контрольного мероприятия, в которой указывается выполненный на дату окончания срока объём работ и обосновывается причина, по которой необходимо продлить сроки проведения контрольного мероприятия.
4.11. Контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения проверяемого объекта либо, по ходатайству проверяемого объекта, по месту нахождения Контрольно-счётного органа. В последнем случае должностные лица проверяемого объекта обязаны представить все запрашиваемые ответственными лицами Контрольно-счётного органа документы в их распоряжение. Должностные лица Контрольно-счётного органа несут ответственность за сохранность переданных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Сахалинской области и нормативными правовыми актами муниципального образования «Курильский городской округ».
Перед тем как приступить к проведению контрольного мероприятия, руководитель контрольного мероприятия предъявляет направление (направления) на право проведения контрольного мероприятия руководителю проверяемого объекта для письменного ознакомления и, при необходимости, знакомит его с программой контрольного мероприятия, представляет участвующих в нем должностных лиц Контрольно-счётного органа, решает организационно-технические вопросы, связанные с проведением контрольного мероприятия.
4.12. Контрольные мероприятия проводятся в строгом соответствии с утвержденной программой путем проверки:
- учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию;
- фактического соответствия совершённых операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- сличения имеющихся в проверяемом объекте записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
- наличия и движения материальных ценностей и денежных средств (инвентаризация имущества), правильности формирования затрат, достоверности объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
- использования и сохранности бюджетных средств, а также муниципальной собственности;
- в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
4.12. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета на проверяемом объекте должностные лица составляют об этом акт, приостанавливают проведение контрольного мероприятия, а руководитель контрольного мероприятия докладывает председателю Контрольно-счётного органа для принятия решения.
Форма акта об отсутствии (запущенности) бухгалтерского учета приведена в Приложении № 3 к настоящему Регламенту.
4.13. При выполнении своих служебных обязанностей по проведению контрольных мероприятий должностные лица Контрольно-счётного органа имеют право получать от руководства и работников проверяемых организаций письменные пояснения.
Форма пояснения приведена в Приложении № 4 к настоящему Регламенту.
4.14. Если в ходе проведения контрольного мероприятия возникает ситуация, когда должностному лицу, предъявившему направление на право проведения контрольного мероприятия, должностным лицом проверяемого объекта отказано в допуске на проверяемый объект, предоставлении необходимой для проверки информации, а также в случае задержки с ее предоставлением, должностное лицо Контрольно-счётного органа доводит до сведения должностного лица и руководителя проверяемого объекта содержание статей 13 и 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и составляет акт об отказе в допуске или в предоставлении информации с указанием даты, места, данных должностного лица, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации.
Указанные акты оформляются в двух экземплярах и подписываются участвующим в проведении контрольного мероприятия должностным лицом. Один экземпляр акта передается под расписку руководителю проверяемого объекта или иному уполномоченному должностному лицу.
Если в течение суток после передачи акта требования должностного лица Контрольно-счётного органа не выполняются, он обязан незамедлительно доложить о происшедшем руководителю контрольного мероприятия, а также председателю Контрольно-счётного органа и направить ему соответствующий акт. Председатель Контрольно-счётного органа принимает в соответствии с законодательством необходимые меры в отношении лиц, допускающих неправомерные действия, и по обеспечению условий для выполнения программы контрольного мероприятия.
Формы актов по фактам отказа в допуске, непредставления (задержки с представлением, представления в неполном объеме, представления недостоверной информации) необходимой для контрольного мероприятия информации приведены в Приложениях № 5 и 6 к настоящему Регламенту.
4.15. Результаты контрольного мероприятия оформляются в виде акта, в котором должно быть отражено следующее:
- дата, номер и место составления акта;
- основание проведения контрольного мероприятия;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) контрольное мероприятие;
- цель, объект (объекты) контрольного мероприятия и реквизиты объекта (объектов) контрольного мероприятия;
- проверяемый период деятельности и срок проведения контрольного мероприятия;
- основная нормативно-правовая база контрольного мероприятия;
- перечень неполученных документов из числа затребованных (с указанием актов и причин в случае отказа в предоставлении документов) или иных фактов препятствования в работе;
- содержательная часть акта - ответы на вопросы программы проведения ревизии (проверки). Вскрытые факты нарушений законодательства в деятельности проверяемого объекта и характеристика этих фактов (описываются факты нарушений законодательства).
4.16. Акт составляют и подписывают должностные лица, проводившие контрольное мероприятие на данном проверяемом объекте.
4.17. Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр – Контрольно-счётному органу, второй экземпляр – руководству проверяемого объекта;
4.18. При составлении акта должны соблюдаться объективность изложения, краткость и ясность формулировок, логическая и хронологическая последовательность, документальное обоснование всех изложенных фактов со ссылкой на даты и номера нормативно-правовых актов, конкретных первичных бухгалтерских, и других документов.
Если на проверяемом объекте Контрольно-счётный орган проводил контрольное мероприятие в предшествующем периоде, то в акте следует отметить, какие из требований, рекомендаций и предложений, данных по результатам предыдущего контрольного мероприятия, выполнены либо не выполнены.
4.19. При составлении акта следует по возможности избегать слов и фраз, носящих оценочный характер. Не допускается включение в акт различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверки, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В нем не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемого объекта, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
4.20. Акт по результатам контрольного мероприятия оформляется в срок не более чем 5 рабочих дней после окончания данного мероприятия, при этом срок оформления акта не входит в срок проведения контрольного мероприятия.
4.21. Акт с сопроводительным письмом доводится для ознакомления руководства проверяемого объекта.
4.22. Руководство проверяемого объекта имеет право выразить свое мнение о результатах контрольного мероприятия (разногласия, пояснения), которое прилагается к акту и направляется вместе с подписанным экземпляром акта в адрес Контрольно-счётного органа в срок не позднее пяти рабочих дней. Отказ от подписи в ознакомлении с актом руководством проверяемого объекта не является препятствием для дальнейшей работы по итогам проведенного контрольного мероприятия.
4.23. В случае представления руководством проверяемого объекта разногласий по результатам контрольного мероприятия в установленные сроки, должностное лицо, проводившее данное мероприятие по поручению председателя в срок не более 3 рабочих дней подготавливает заключение на данные разногласия. Сроки подготовки заключений на разногласия могут быть продлены по решению председателя Контрольно-счётного органа. Заключение на разногласия оформляются на бланке письма Контрольно-счётного органа и подписываются председателем.
4.24. Контрольно-счетный орган по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Форма представления приведена в Приложении № 7 к настоящему Регламенту.
4.25. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетного органа контрольных мероприятий, а также в случаях несоблюдения сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетный орган направляет в органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам предписание.
Форма предписания приведена в Приложении № 8 к настоящему Регламенту.
4.26. По итогам проведенного контрольного мероприятия Контрольно-счётный орган на основании акта (актов) составляет Отчёт с выводами и предложениями, который направляется на рассмотрение в Собрание Курильского городского округа.
4.27. Отчёт с выводами и предложениями по результатам контрольного мероприятия составляется в срок 15 рабочих дней после урегулирования разногласий. Срок оформления результатов отчёта также не входит в срок проведения контрольного мероприятия. Срок подготовки отчёта может быть продлён председателем Контрольно-счётного органа, но не более чем на 10 рабочих дней.
4.28. При подготовке отчёта должна соблюдаться объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
4.29. После составления проекта отчёта, сотрудник Контрольно-счётного органа, в течение 5 рабочих дней готовит по результатам контрольного мероприятия информационные письма, для направления их в адрес Собрания Курильского городского округа, главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ», отраслевого органа, в ведении которого находится проверяемый объект (объекты), а также в адрес проверяемого объекта или иные адреса в случае необходимости.
Информационные письма должны содержать общую информацию о результатах контрольного мероприятия, сделанные по результатам данного мероприятия выводы, а также (в случае необходимости) предложения по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием.
Информационные письма направляются в адрес различных организаций и их должностных лиц за подписью председателя Контрольно-счётного органа.
4.29. Материалы контрольного мероприятия состоят из акта (актов) контрольного мероприятия, надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте (направления на право проведения контрольного мероприятия, таблицы, документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.), отчёта о результатах контрольного мероприятия.
Материалы каждого контрольного мероприятия в делопроизводстве Контрольно-счётной палаты должны составлять отдельное дело с соответствующим номером, наименованием и количеством томов этого дела, а также описью прилагаемых документов (материалов) контрольного мероприятия.
4.30. Должностные лица Контрольно-счётного органа несут ответственность за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий, предоставляемых в государственные органы, органы местного самоуправления и предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.
5. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ СРОКИ И ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
5.1. Контрольно-счётный орган осуществляет следующие виды экспертно-аналитической деятельности: экспертиза, подготовка аналитических или информационно-аналитических записок, мониторинг исполнения бюджета городского округа и эффективности использования муниципального имущества.
5.2. Экспертиза Контрольно-счётного органа представляет собой метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности, а также экономических и юридических последствий. Экспертиза включает в себя комплексный анализ и оценку нормативных правовых и правовых актов (проектов нормативных правовых и правовых актов). Практическим и документальным результатом экспертизы с целью выработки предложений и рекомендаций является экспертное заключение (заключение).
5.3. Контрольно-счётный орган проводит экспертизу и дает заключения по:
- проекту бюджета Курильского городского округа, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам внутреннего долга муниципального образования и дефицита бюджета муниципального образования;
- проектам решений Собрания Курильского городского округа о внесении изменений в бюджет Курильского городского округа;
- проекту отчёта об исполнении бюджета городского округа за очередной финансовый год и отчётности главных администраторов бюджетных средств;
- проектам долгосрочных целевых программ, проектам нормативных правовых и правовых актов, вносящих изменения в долгосрочные целевые программы;
- проектам решений Собрания Курильского городского округа, касающихся вопросов использования средств бюджета Курильского городского округа, вопросов распоряжения муниципальным имуществом;
- проектам нормативных правовых актов администрации муниципального образования «Курильский городской округ», предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета Курильского городского округа, или влияющих на формирование и исполнение бюджета городского округа, а также касающихся вопросов распоряжения муниципальным имуществом.
5.4. Сроки оформления результатов экспертно-аналитических мероприятий, рассматриваемые в данном разделе, являются максимальными. При этом работники аппарата Контрольно-счетного органа должны стремиться к оформлению данных результатов в кратчайшие сроки.
5.5. Сроки подготовки экспертных заключений на проект бюджета Курильского городского округа на очередной финансовый год и отчёта об исполнении бюджета устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами городского округа, издаваемым в соответствии с ними распоряжением председателя Контрольно-счетного органа.
5.6. Сроки подготовки аналитических записок, информационно-аналитических записок устанавливаются планом работы Контрольно-счетного органа на соответствующий год.
5.7. Сроки подготовки экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов Курильского городского округа и проекты изменений в эти нормативные правовые акты определяются председателем Контрольно-счетного органа, но не могут составлять менее двух календарных дней.
Глава муниципального образования
«Курильский городской округ» Н.Ф. Оськина